Любому специалисту в области продаж регулярно приходится иметь дело с рекламациями – недовольством клиента, претензиями. Иногда рекламации связаны с тем, что специалист в области продаж недостаточно хорошо выполнил свою работу, иногда с особенностями клиента, иногда они возникают по независящим от этих лиц причинам. В любом случае, работать с ними продавцу – именно он находится в контактной зоне и несет ответственность перед клиентом.
Как не растеряться под давлением негативных эмоций клиента, как работать с рекламациями и при этом не «заражаться» негативом клиента, не тратить всю имеющуюся энергию, и к тому же помогать клиентам справиться с их негативными эмоциями и выходить на уровень конструктивного решения проблем? Об этом подробнее.
Когда мы получаем информацию, сталкиваемся с определенной ситуацией, мы воспринимаем ее эмоционально – за эмоциональное восприятие ситуации отвечает правое полушарие нашего мозга, а вот рациональные решения принимаются в левом полушарии – логическом. И весь фокус в том, как информацию из одного полушария «перевести» в другое.
Основной принцип решения эмоционально напряженных ситуаций:
1. Снижение эмоциональной напряженности ситуации.
2. Переход к рациональному обсуждению ситуации
3. и ее логическому решению.
Среди приемов снижения эмоциональной напряженности можно выделить такие, как:
1. Проговаривание эмоционального состояния партнера по общению.
2. Присоединение – «техника „Мы“.
3. Сочувствие.
4. Принесение извинений от лица компании.
И конечно необходимо сохранять доброжелательность и корректность: «нет провокациям»:
1. Не демонстрируйте ответной агрессии.
2. Не обижайтесь.
Среди приемов, позволяющих перевести информацию в логическое полушарие, выделим:
1. Переформулирование эмоциональной рекламации в рациональное описание ситуации.
2. Структурирование ситуации — составление списков.
3. Составление письменной претензии.
4. Четкое описание последовательности действий.
Примеры работы с рекламациями:
Рекламация |
Ответ менеджера |
Ольга, почему вы подсунули мне дрянной товар?! Я буду возвращать его в полном объеме и за ваш счет! |
Добрый день, давайте вместе разберемся в сложившейся ситуации. Правильно я поняла: в заказанной продукции, которая вам пришла, попался бракованный товар, и вы хотите, чтобы я оперативно уладила этот вопрос? Понятно, это, конечно, очень неприятно, но не переживайте, мы все уладим. Сейчас я вышлю вам бланк претензии, в котором вам надо будет указать товар ненадлежащего качества. Заполняете его, затем высылаете на электронные адреса…, … с копией на мой электронный ящик. Прошу вас сделать фото бракованной продукции и приложить к претензии – это ускорит дело. Хорошо? Давайте по поводу дальнейших действий созвонимся после того, как я получу ваше письмо? |
Игорь, где мой товар?! Я жду его 2 недели! У меня к новому году полки пустые! Будете мне ущерб возмещать! |
Добрый день, Иван Иванович! Правильно понимаю: вы все еще не получили товар? Очень досадно! Давайте вместе разберемся, что произошло. Сейчас я уточню дату отгрузки … — такого-то, да, товар уже должен быть у вас, сейчас я свяжусь со складом и еще раз перепроверю, но скорее всего произошел какой-то сбой в работе транспортной компании. Иван Иванович – как вам будет удобнее: чтобы я дал вам телефон транспортной компании, и вы получили информацию из первых уст, или предпочтете, чтобы я сам с ними связался и выяснил в чем дело? Хорошо, в таком случае… Давайте созвонимся… |
г. Екатеринбург, ул. Большакова 61, оф. 501,
+7 (343) 302-04-94
e-mail: mail@hr-cons.ru