Часто в беседах с руководителями и собственниками компаний возникает вопрос: «А есть какой-то инструмент, который снижает текучесть кадров, обеспечивает хорошую „приживаемость“ новичков в коллективе, делает персонал лояльным к организации – если я подниму им зарплату – это сработает»?
Вынуждена огорчить: для того, чтобы «сработало», зарплату надо будет поднять выше «рынка», причем иногда значительно, что уже не очень вяжется с экономической целесообразностью.
Почему же деньги «не делают лояльность»? Потому что деньги – это просто деньги, и из какой бы кассы ты их не получал, они остаются только деньгами. Ради незначительного повышения зарплаты большая часть сотрудников, довольных прочими условиями, не будут тратить время и силы на то, чтобы получить новую работу: поиск работы чреват тем, что работодатель, узнав о нелояльности сотрудника, может ускорить процесс расставания с организацией, и человек может оказаться на рынке не только без работы, но и без хороших рекомендаций.
Лояльность персонала – это не только нежелание менять работу (иногда для этого достаточно высокого уровня комфорта, удовлетворенности уровнем оплаты, рабочим местом, близостью к дому), это еще и готовность к выполнению поставленных задач, стремление сделать свою работу лучше, стремление защитить интересы своей организации, сплоченность коллектива, взаимное уважение и «дух сотрудничества».
Такая лояльность может быть обеспечена только совокупностью нематериальных факторов в работе (взаимоотношением с коллегами, руководителем, ощущением своей ценности для организации, значимости выполняемой работы, пониманием единства организации и того, что все делают одно дело, возможностью ассоциировать себя с «хорошей» организацией).
Как же управлять столь «тонкой материей» как отношение сотрудника? И можно ли это сделать в принципе? — Можно, за счет таких вещей как философия организации, идеология, корпоративная культура, нематериальная мотивация.
Первое, о чем хотелось бы рассказать, - философия организации.
Всем понятно, что бизнес существует для того, чтобы приносить деньги, но не все задумываются, что бизнес еще и средство самореализации для собственников и управленцев, что через него реализуются амбиции, цели, стремления, что «Бизнес – Игра, в которую интересно играть». И в зависимости от того, кто в эту «Игру» играет, бизнес получает «преломление» через призму Личности Игрока. У консультантов есть поговорка: «Компания есть проекция личности своего руководителя». По опыту скажу – верно, на 100%.
Философия организации – как раз в голове «Ключевого Игрока» — это то, ради какой идеи, которая больше, чем получение денег, существует бизнес. И, поверьте, задумавшись, любой собственник/управленец сможет сформулировать свою философию организации и найдет пути ее реализации, достаточно задать нужные вопросы. Играть в «стратегию» для многих интереснее, чем в «стрелялку».
Чаще всего философия может быть сформулирована емко, в виде «слогана» или девиза компании: «Мы делаем любимые вещи», «Безгранично с Вами», и далее раскрыта (каким образом реализуется) в различных аспектах деятельности компании.
Например философия «Безгранично с вами!» для туристической сети может быть реализована:
1) в стратегии развития организации путем открытия большого количества офисов;
2) в сотрудничестве с максимально возможным количеством туроператоров и возможности отправить в любую точку мира;
3) в установлении продленного режима работы офисов;
4) в организации линии круглосуточной поддержки клиентов;
5) в организации мобильного офиса, обеспечивающего возможность выехать к клиенту на дом или в офис;
6) в высоком уровне компетентности персонала и постоянном его совершенствовании;
7) в высокой степени клиенториенированности персонала, готовности помочь клиенту и так далее и так далее…
Философия организации – основа для ее ценностей и целей, для корпоративной идеологии и культуры, для объединения всех участников процесса под «единым знаменем». В понятную и красивую философию легко вовлечь сотрудников.
г. Екатеринбург, ул. Большакова 61, оф. 501,
+7 (343) 302-04-94
e-mail: mail@hr-cons.ru