Все чаще из уст HR-специалистов, руководителей и даже рядовых сотрудников можно услышать: «У него высокий уровень необходимых компетенций», «это западающая компетенция», «на основе ключевых компетенций»…
Это говорит о том, что понятие «компетенции», «ключевые компетенции», о которых в России впервые заговорили лет 8-9 назад (тогда были популярны статьи на тему «чем компетентность отличается от компетенции» – что сегодня звучит уже забавно), достаточно прочно вошло в наш обиход. При этом качественно разработанная и эффективно работающая модель компетенций присутствует на единицах предприятий. О том, как правильно подойти к разработке ключевых компетенций, мы и расскажем в нашей статье.
Само создание эффективной модели ключевых компетенций является своеобразным трамплином для прыжка компании в будущее, так как позволяет эффективно управлять всеми бизнес-процессами в HR-сфере.
Ключевая компетенция (core competence) — концепция, призванная служить основой для развития стратегии компаний – прежде всего – атрибут организации, и только затем сотрудников.
Ключевая компетенция — представляет собой совокупность конкурентных преимуществ, особенностей, ключевых знаний, умений, навыков, качеств организации (и как следствие — ее сотрудников), требуемых в определенной рыночной ситуации, обеспечивающих успех, конкурентоспособность и индивидуальность.
Чтобы считаться ключевой компетенцией, набор предлагаемых навыков должен отвечать трем критериям:
Построение модели ключевых компетенций позволяет:
3 |
Высокий уровень компетенции |
Уровень мастерства |
Руководитель/специалист достиг высокого уровня развития компетенции и способен ее применять в ситуациях повышенной сложности. |
Транслируемая компетентность |
2 |
Средний уровень компетенции |
Уровень опыта |
Руководитель/специалист освоил данную компетенцию и способен ее применять в базовых рабочих ситуациях. |
Высокая компетентность |
1 |
Базовый уровень компетенции |
Уровень развития |
Руководитель/специалист понимает значимость компетенции, но не всегда эффективно применяет ее в работе. Необходимо развитие данной компетенции. |
Компетентность в стадии развития |
0 |
Неудовлетворительный уровень компетенции |
Уровень несоответствия |
Руководитель/специалист не понимает значимости компетенции. Развитие компетенции существенно ниже требуемого уровня. В поведении проявляются негативные проявления, вносит деструктив в работу других. |
Отсутствующая/не развитая компетентность |
|
Компетенция |
Краткое описание |
1 |
Системность мышления, системный подход к решению задач |
целостность виденья ситуации, способность видеть приоритеты, способность выстраивать последовательность действий и задач |
2 |
Принятие решений |
анализ рисков, способ принятия решений, готовность принимать на себя ответственность |
3 |
Ориентация на результат |
ориентация на достижение цели, настойчивость |
4 |
Креативность |
инновационные способности |
5 |
Гибкость |
способность быстро и адекватно реагировать в ситуации с высокой степенью неопределенности |
6 |
Обучаемость |
скорость и эффективность в освоении новых знаний |
7 |
Управление персоналом |
делегирование, постановка задачи, контроль, мотивация |
8 |
Управление временем |
постановка целей, планирование, сроки, приоритеты |
9 |
Умение работать в команде |
эффективное взаимодействие и взаимопомощь |
10 |
Убедительная коммуникация |
умение убеждать, отстаивать мнение, давать обратную связь; умение слушать других, принимать обратную связь |
11 |
Навыки проведения презентаций и переговоров |
влияние на аудиторию, построение эффективного выступления/переговоров, владение приемами манипуляции |
12 |
Наставничество |
способность передавать знания и навыки |
13 |
Клиентоориентированность |
способность учитывать интересы клиента при принятии решений и выстраивании процессов |
14 |
Кризисный менеджмент |
эффективность действий в кризисных ситуациях |
г. Екатеринбург, ул. Большакова 61, оф. 501,
+7 (343) 302-04-94
e-mail: mail@hr-cons.ru